31 октября 1922 года родился актер Анатолий Папанов Личное дело Анатолий Дмитриевич Папанов (1922—1987) родился в Вязьме Смоленской губернии. Его отец был военным, мать, по национальности полька, работала в швейном ателье. В конце 1920-х годов семья переехала в Москву.
Там Папанов с троечным аттестатом окончил школу и устроился литейщиком в ремонтную мастерскую шарикоподшипникового завода. После десятичасовой смены шел в театральный кружок при клубе «Каучук».
В 1939 году сыграл там в водевиле «Разбитая чашка»; также снялся в массовке фильма «Ленин в Октябре». Недолго играл в московском Театре рабочей молодежи. В 1940 году 18-летнего Папанова призвали в армию. Там его застало известие о начале войны.
В 1942 году под Харьковом он получил ранение. В госпитале ему ампутировали два пальца на ноге и через полгода комиссовали по инвалидности. Летом 1942 года вернулся в Москву и пришел поступать в ГИТИС, когда там уже закончились вступительные экзамены.
Но поскольку юношей-абитуриентов не хватало, Папанова прослушали и взяли сразу на второй курс. На одном курсе с ним училась Надежда Каратаева, которая до этого работала санитаркой в военном госпитале и на санитарном поезде.
20 мая 1945 года Папанов и Каратаева поженились. На свадебном столе молодоженов были лишь винегрет и водка, купленная по карточкам. Окончив ГИТИС в ноябре 1946 года, Папановы вместе со своим курсом отправились создавать новый театр в Клайпеде Литовской ССР.
В 1948 году режиссер Театра сатиры Андрей Гончаров предложил Папанову и его супруге перейти в его театр, и пара вернулась в Москву.
Первое время актер играл эпизодические роли. Лишь в 1954 году Папанов смог раскрыть свой талант в спектакле «Поцелуй феи». Его дебют совпал с рождением дочери. Надежда Каратаева говорила: «До рождения дочки Анатолий Дмитриевич очень мало играл, и в основном роли ему доставались небольшие.
И именно в те дни, когда я находилась в роддоме, мужу впервые улыбнулась удача. Все получилось случайно: заболел один актер, и в спектакль срочно ввели Анатолия Дмитриевича.
После этого в него поверили. Я помню, как муж потом всегда говорил: "Это мне Лена счастье принесла"». В Театре Сатиры Папанов блестяще сыграл Корейко и Воробьянинова в спектаклях «Золотой теленок» и «Двенадцать стульев» по Ильфу и Петрову, Почесухина в постановке «Памятник себе» Сергея Михалкова, Юсова в «Доходном месте» Островского, Городничего в гоголевском «Ревизоре».
В 1960-х — 1970-х годах много снимался в кино, в основном играл небольшие хара́ктерные роли в фильмах «Берегись автомобиля», «Семь стариков и одна девушка», «Бриллиантовая рука», «Служили два товарища», «Плохой хороший человек», «12 стульев», «По семейным обстоятельствам» и многих других.
Драматический талант Папанова раскрылся в фильмах «Живые и мертвые» (1963) и «Возмездие» (1967 — продолжение «Живых и мертвых»), «Иду на грозу» (1966), «Белорусский вокзал» (1971).
В 1980-х Папанов снимался мало, но много работал в театре.
Его последней киноролью стал Копалыч в драме «Холодное лето пятьдесят третьего» (1988). Фильм вышел уже после смерти актера. Летом 1987 года Папанов набрал свой первый курс в ГИТИСе.
Окончив съемки в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего», он должен был ехать в Ригу, где на гастролях находился его театр. На один день Папанов заехал в Москву, чтобы посмотреть, как устроились в общежитии его студенты.
Приехав домой, он пошел в душ. Так как горячую воду отключили, актер решил помыться под холодной. У него случился сердечный приступ, от которого он скончался. Папанов умер 5 августа 1987 года в возрасте 64 лет. Актер похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Чем знаменит Кадр из фильма "Холодное лето пятьдесят третьего." Один из самых узнаваемых советских киноактеров, известность которому принесло амплуа ушлого, необразованного, но по-человечески симпатичного комического героя.
Его персонажами были таксисты, алкоголики, мелкие чиновники, жулики — живые и настоящие, скопированные из окружающей жизни. 39 лет жизни актер отдал Театру сатиры, сыграв там множество разноплановых ролей.
О чем надо знать Папанов — это еще и Волк из мультфильма «Ну, погоди». В 1967 году он впервые озвучил этого персонажа, подарив ему рычание, сипение, улюлюканье, сделав Волка народным комическим персонажем.
Папанову приходили письма от детей. «По-моему, Волк совсем не страшный. Если сначала он действительно что-то замышлял против Зайца, то сейчас в нем появилось некоторое благородство», — говорилось в одном из них. Прямая речь О войне (Ю.
К. Крылов «Анатолий Папанов. Снимайте шляпу, вытирайте ноги»): «Я помню свой первый бой, в котором из нас, сорока двух человек, осталось в живых четырнадцать. Я ясно вижу, как падал, убитый наповал, мой друг Алик Рафаевич.
Он учился во ВГИКе, хотел стать кинооператором, но не стал… Мы бежали недалеко друг от друга и перекликались — проверяли, живы ли. И вдруг: — То-о-о-ли-ик! Обернулся. Алик падает… Рядом кто-то кричал: — Чего уставился? Беги со всеми, а то и самому достанется, если на месте-то… Я бежал, не помня себя, а в голове стучало: нет Алика, нет Алика… Помню эту первую потерю как сейчас… Однажды в телепередаче я рассказал об Алике Рафаевиче, и ко мне пошли письма: однофамильцы Алика спрашивали о своих пропавших родственниках.
А однажды пришла женщина, и я сказал: "Вы мама Алика", — ошибиться было невозможно, одно лицо… Мы переписываемся до сих пор».
О ранении (там же): «Мы все очень надеялись на тот бой.
Верили, что сможем выполнить приказ командования: продвинуться в харьковском направлении на пять километров и закрепиться на занятых рубежах. Мороз стоял лютый. Перед атакой зашли в блиндаж погреться.
Вдруг — взрыв! И дальше — ничего не помню… Очнулся в госпитале. Три ранения, контузия. Уже в госпитале узнал, что все, кто был рядом, убиты. Мы были засыпаны землей. Подоспевшие солдаты нас отрыли.
В госпитале меня оперировали, вытащили осколок, а потом отправили санпоездом в другой госпиталь, находящийся в дагестанском городе Буйнакске. Ехали долго, дней десять, и в пути мне было очень плохо, тяжело. Ухаживал за мной, помогая санитарам, молодой солдат (из легкораненых, как он говорил), совсем почти мальчишка.
Прибыли к месту назначения, и в общей суматохе я потерял его из виду и очень грустил, потому что привык к этому доброму и улыбчивому пареньку.
Когда стал ходить, неожиданно встретил его в коридоре госпиталя. Увидел и… мурашки по телу побежали: "легкораненый" был без ноги». О Театре сатиры (там же): «Конечно, не все было гладко у меня в родном театре, разные бывали времена — счастливые и менее успешные, случались и разочарования.
Доводилось играть в спектаклях, в которых участвовать не хотелось бы — репертуар наш состоял не сплошь из шедевров, а именно хороший драматургический материал является основой успеха.
Играя в плохой, проходной пьесе, написанной на злобу дня, актер волей-неволей разменивается, а мне случалось это делать, мы, актеры, не всегда сами себе хозяева, да и режиссер тоже.
Приходилось подчиняться не только художественным соображениям. Далеко не все, о чем я мечтал, мне довелось сыграть. Но я благодарен и Театру сатиры, и [главному режиссеру театра в 1957—2002 годах] Валентину Николаевичу Плучеку за то, что удалось.
Мне предлагали перейти в другие театры, но я, наверное, консервативный человек, а с Театром cатиры у меня так много связано, ведь я работаю здесь несколько десятилетий». О киноролях (там же): «Зрителям запомнилась моя работа в кинофильме "Бриллиантовая рука".
Там я задумал гротесковый характер, лобовой и примитивный. Тем, что получилось в фильме, я недоволен. Видимо, было несоответствие образа с моими внутренними и внешними данными.
Обидно, что зрители часто вспоминают среди других моих работ именно эту… Вообще, мне не слишком интересно воплощать на сцене и экране персонажей, для изображения которых требуется какая-то одна краска.
Я всегда старался этого избегать. Фильм "Живые и мертвые" я очень люблю. Мне хотелось показать генерала Серпилина похожим на тех, кто выиграл войну. Эта роль для меня — огромное счастье, не только актерское, но и человеческое.
Ведь это была для меня хоть какая-то возможность пусть в малой мере, но вернуть моральный долг тем, кто в свое время занял мое место в строю. Стал пробовать, искать. Вспомнил все, что было, все, что видел и пережил на фронте.
Почему, думаю, обязательно военачальник должен быть монументальным? Нет, простой, человечный, пусть колючий, но теплый. И никакой помпезности: сутуловатый, с резкими движениями, нервным, пунктирным темпом речи. Труженик войны.
Потрясающая судьба, цельная, обаятельная личность. Таким его я и сыграл». 8 фактов об Анатолии Папанове Поступив на актерский факультет, Папанов стал тренироваться, чтобы преодолеть последствия ранения. После двух месяцев занятий с хореографом, он не только смог ходить без палочки, с которой пришел в ГИТИС, но даже научился танцевать.
Вернувшись с войны, актер начал заниматься самообразованием. По словам жены, всю жизнь он много читал.
Спустя несколько дней после смерти Папанова на гастролях в Риге умер его друг и партнер по Театру сатиры Андрей Миронов, который заменял Папанова в спектаклях. В 1987 году Папанов дебютировал как режиссер, поставил спектакль «Последние» по Максиму Горькому.
Дочь актера Елена Папанова стала актрисой. Окончив ГИТИС, она поступила в Театр Ермоловой, где играет до сих пор. В 2009 году вышла ее книга «Хочу рассказать… Книга об отце». В 1973 году Анатолий Папанов получил звание Народного артиста СССР.
В 1989 году посмертно стал лауреатом Государственной премии СССР за роль Копалыча (Николая Павловича Старобогатова) в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего.» (1987).
Актер был награжден орденами Октябрьской Революции (1986), Отечественной войны I (1985) и II степени (1975), Трудового Красного Знамени (1981). Именем Анатолия Папанова названы астероид № 2480 и трехпалубный круизный теплоход Волжского пароходства.
Материалы об Анатолии Папанове: Биография Анатолия Папанова в Википедии Биографическая справка на 24СМИ Справка РИА Новости Биография на сайте «Чтобы помнили» Ю. К. Крылов «Анатолий Папанов.
Снимайте шляпу, вытирайте ноги» («Питер», 2012).